БСПК |
Нетрадиционные методы борьбы с конкурентами |
Краткий перечень технологий, без которых не обходится
ни одна российская выборная кампания.
Народные (бытовые).
Расклейка “вечным” клеем листовок и плакатов оппонента, на лобовых стеклах автомобилей и прочей собственности избирателей. (Излюбленный трюк во всех регионах). |
|
Голосование за деньги или водку. Прямое нарушение закона, поэтому используется в “глухих” районах. |
|
“Слив” информации в СМИ |
о причастности оппонента к коррупции и мошенничеству |
|
о доверительных отношениях оппонента со спецслужбами своими или зарубежными (в прошлом или сейчас). |
|
замужество, женитьба, учеба детей за рубежом за средства, выделенные пострадавшим от каких-либо катастроф. |
|
воровство из фондов, использование административного ресурса и т.д. |
Ночные звонки от оппонента. Как правило, с просьбой проголосовать за него. Делаются на кануне выборов, настойчиво, в течении пары недель. |
|
Кандидаты - однофамильцы. Клонированные двойники могут основательно запутать выбор избирателя. Особенно если помимо фамилии совпадает имя и/или отчество. Также, если кандидат коммерсант (директор фирмы), двойник “становится” директором фирмы с очень похожим названием. В некоторых регионах обнаглевшие технологи умудрялись зарегистрировать до трех однофамильцев оригинала. |
|
Благотворительная обеды с испорченной едой и раздача продуктов низкого качества от имени оппонента. Тянет на двойной удар: нарушение закона “О выборах…” (подкуп избирателей) и “опускает” общественное мнение”. |
|
Обращение представителей сексуальных меньшинств, или представительниц “древнейшей профессии”, в поддержку политических соперников. Характерно не только для избирательных кампаний. Достаточно вспомнить случай со Скуратовым, когда в поддержку бывшего генпрокурора проститутки устроили митинг в Москве. |
|
Хождение “внебрачных детей оппонента” по квартирам за подаянием. А, также, попрошайничество на улицах – на вопрос: “где твои родители?”, смело объявляют фамилию оппонента. |
Административные.
Давление на местные избиркомы и суды. Сильная власть на местах “доходчиво” объясняет представителям избиркома, что они могут избрать кого угодно, но им здесь жить... |
|
Намеренный провал голосования. Доведения туров до 5-7-10 и т.д. В итоге явка избирателей падает до нуля. Хрестоматийный пример – Владивосток. |
|
Бюллетени-двойники. В национальных округах даются два бюллетеня на русском и национальном языках. В итоге двойное количество бюллетеней. |
|
Подтасовка бюллетеней. Статистика показывает, что приходят, но не голосует не более 15-20 человек, но ничто не мешает заявить, что взяли бюллетени, но не опустили их 50-100 человек, что проверить практически невозможно. Несданные же бюллетени можно приписать любому кандидату. |
|
Подтасовка с явкой. Чтобы избежать повторения выборов, власти заинтересованы, в явке избирателей не менее 25%. Однако, бывают случаи, когда явку завышают, что может обеспечить победу одного из кандидатов уже в первом туре. |
|
“Голосование строем”. Технология доставшаяся по наследству с прошлых времен. Причем, характерна не только для армии, но и для больших промышленных предприятий, где директора, обеспечивающие работой своих земляков, могут диктовать условия выбора того или иного лидера. |
|
“Заботливо” предоставленная ручка с симпатическими чернилами на избирательном участке. В итоге, на полученных пустых бюллетенях можно поставить нужную галочку. |
PR-овские.
Провоцирование преждевременного пика популярности оппонента. Суть: “помочь” команде противника проводить как можно больше мероприятий не в том месте, не в то время, не так как нужно. В результате, у оппонента к концу гонки не остается ни денег, ни аргументов, ни сил. |
|
Усиление оппонента №3 для ослабления оппонента №1. Примером может служить активная раскрутка Кремлем А. Лебедя в 1996 году, поскольку тогда у Ельцина не было преимущества над Зюгановым. Потом же, оппонент №3 “переадресует” свои голоса оппоненту №2. |
|
“Сделать заметными только “тяжеловесов”. Интрига состоит в том, чтобы выбросить из поля зрения непроходных кандидатов и оставить только двоих. Запускается с помощью “стартовых” рейтингов, когда на самом старте через СМИ дается список из двух (очень редко трех) кандидатов. Хрестоматийный пример: пара Ельцин – Зюганов, в 1996 году. |
|
Давление рейтингов. С помощью контролируемых рейтингов можно достаточно успешно нервировать оппонента. |
|
Доведение до абсурда позитива или рейтинга оппонента. Например, кто-либо из кандидатов действительно сделал благородное дело (ремонт дороги, школы и т.п.) Противники же, с помощью десятка тысяч напечатанных листовок, напоминают жителям о том, кто это спонсировал. Избиратели, оскорбленные назойливой нескромностью кандидата, “проваливают” его в день выборов. Технология особенно эффективна в бедных районах. |
|
Контролируемый компромат. Используется для нейтрализации существующего компромата. Технологи устраивают собственный “слив” сомнительной по достоверности и легко опровергаемой негативной информации о своем кандидате (с последующей отмывкой). После чего, в нем “топят” остальные более опасные факты, имевшие место на самом деле. |
|
Ложные сторонники кандидата. Данный саботаж исполняется “городскими сумасшедшими”. Они дают интервью, исполняя роль полномочных представителей избирательного штаба оппонента или его близких родственников, и создавая, таким образом, негативный имидж настоящей команды. |
|
Принцип колебания. Основан на том, что неравномерность публичного поведения политика приковывает внимание. Так, точно выстроенная во времени стратегия с ярко выраженными пиками и спадами популярности позволяет эффективно обращать на себя внимание аудитории. |
|
Распространение ложных предвыборных программ от имени оппонента. Обычно содержат негатив, вроде: “мы легализуем публичные дома”, “мы за сильную армию – продлить срок службы с 18 до 25 лет”, “мы, построим завод по переработке мусора на территории заповедника” и т.п. |
|
Создание образа “невинно обиженного”. Политики часто используют материально-финансовые ресурсы своих соперников. При этом, дальновидно подставляя себя под острые атаки оппонентов, приобретают образ несправедливо притесняемых. |
© АНО "Бюро социально-политических коммуникаций", 2001 PR-PR@yandex.ru |