БСПК

 Правовое регулирование

   Валерий Мищенко

 директор АНО "Бюро 

социально-политических 

коммуникаций"

        Агитация в законе ...          

          Как показывает практика, проводя предвыборные кампании, пиарщики зачастую не уделяют должного внимания законодательству о выборах. Между тем, законодательная составляющая кампании очень важна. Ведь, последствием некорректного, с законодательной точки зрения, креатива может стать ситуация, когда кандидата просто снимут с дистанции. И, пока вы будете апеллировать в суд, места в Думе, например, займут кандидаты ваших конкурентов.

            Итак, важная часть предвыборной кампании, с которой обычно связано множество нарушений закона – это агитация. Тем более, что спецификой российских выборов стали всякого рода информационные “терки” и войны компроматов.

            Что же такое агитация?

            Понятие агитации вы можете найти в статье 2 Федерального закона № 124-ФЗ от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 марта 1999 г.).

            Так, предвыборная агитация – это деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

            Для начала же, хотелось бы акцентировать внимание на том, что не следует делать при проведении предвыборной агитации.

            Поскольку, принцип - разрешено все, что прямо не запрещено законом – никто не отменял, законодатели постарались охватить запретом все ситуации, по их мнению, противоречащие конституционности избирательного права. Так, в статье 52 Закона “О выборах …” есть пункт 3, который запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

            Лимитированы, также, и сроки проведения агитации (статья 53). Здесь ситуация следующая: запрещено проводить агитацию до дня регистрации кандидата или федерального списка кандидатов. Кроме того, проводить агитацию в день голосования и в предшествующий ему день тоже запрещается. Таким образом, любая агитация прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Однако, это вовсе не означает, что к этому моменту вы должны оборвать всю вашу печатную “агитку” или снять всю “наружку”. Листовки, плакаты и пр., ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

            Кстати, в отношении выпуска и распространения предвыборных печатных и аудиовизуальных материалов тоже имеется ряд ограничений, предусмотренный статьей 59 Закона “О выборах…”. Так, не допускается распространение печатной и аудиовизуальной агитации, не содержащей наименования и юридического адреса организации-изготовителя (равно, как и заказчика), информации о тираже и дате выпуска. В случае, если изготовитель (заказчик) физическое лицо - должны быть указаны фамилия, имя, отчество и место жительства данного лица.

            Кроме того, запрещено изготовление, распространение печатных агитационных материалов без письменного согласия кандидатов или избирательных объединений.

            Также, запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые имеют историческую, культурную или архитектурную ценность.

            Размещение агитации в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования или у входов в них тоже не допускается.

            Но, самая, пожалуй, пространственная, на предмет запретов, статья 60: “недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации”. Так, в соответствии с п.1, программы кандидатов, равно как и все агитационные материалы, не должны содержать призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, или пропагандировать войны. Кроме того, запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством РФ. Так же, запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

            Далее, данная статья, запрещает, при проведении агитации, финансовое стимулирование избирателей, иначе говоря – подкуп. Под подкупом избирателей понимается вручение им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме вознаграждений за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу).

            Кроме того, запрещено проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

            Кандидаты или иные уполномоченные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования).

            Так же, в статье 60 Закона “О выборах …” обозначено, что реклама коммерческой и иной деятельности следующих лиц и организаций:

кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

избирательных объединений, избирательных блоков;
доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков);
доверенных лиц зарегистрированных кандидатов;

организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются выше указанные лица и организации;

не из средств соответствующего избирательного фонда, запрещена. Кроме того, в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

            Об этом нужно помнить в случае, когда происходит наложение, в один временной промежуток, выборной кампании кандидата и рекламной кампании организации, владельцем которой, к примеру, является кандидат. Учитывая законодательно лимитированный низкий “потолок” избирфонда, рекламу организации в период выборной кампании целесообразнее снять.

            Естественно, что за нарушение всех выше перечисленных положений об агитации избирком, в соответствии со статьей 91 Закона “О выборах…”, оставляет за собой право отказать в регистрации (или отменить ее, если таковая уже состоялась) кандидата или избирательного объединения.

Пункт 2 статья 91. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в случае, если:

б) установлен факт проведения предвыборной агитации: кандидатом - до его регистрации окружной избирательной комиссией; избирательным объединением, избирательным блоком - до регистрации выдвинутого ими федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

в) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями;

и) кандидат, избирательное объединение, в том числе входящее состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

Пункт 3 статья 91. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может быть отменена избирательной комиссией или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае, если:

б) зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока проводили агитацию в расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении;

в) зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их доверенными лицами были выпушены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением пунктов 3 и 4 статьи 59 настоящего Федерального закона;

г) зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, в том числе входящее в состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

з) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшим федеральный список кандидатов, его уполномоченным представителем, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также по их просьбе или поручению - иным лицом.

 

  (продолжение следует)     

 HOME

© АНО "Бюро социально-политических коммуникаций", 2001

PR-PR@yandex.ru

Hosted by uCoz