БСПК

   Бюро социально-политических коммуникаций

 Правовое регулирование

  Валерий Мищенко

 директор АНО "Бюро 

социально-политических 

коммуникаций"

        Агитация в законе ...(часть-II)          

          Однако, интересное положение содержит пункт 5 статьи 60 Закона. Так, в случае нарушения зарегистрированным кандидатом или избирательным объединением, пункта 1 статьи 60 (см. выше) избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, или федерального списка кандидатов. Фактически, это означает, что за нарушения, которые часто квалифицируются, как злоупотребление свободой массовой информации (равно, как и прочие, указанные в п.1 ст.60), избирком может отменить регистрацию только по решению суда.

            В данный момент уместно вспомнить о компромате – технологии, которая весьма популярна не только в России, но и за рубежом, и правомерность применения которой часто ставят под сомнение. А, между прочим, напрасно. Исходя из законодательного определения, приведенного выше, агитация – это деятельность, побуждающая избирателя голосовать как за, так и против тех или иных кандидатов. Кроме того, распространение любых сведений о кандидате, которые характеризуют его негативно в глазах избирателей, однако соответствуют действительности, не является нарушением. Таким образом, компромат - есть ни что иное, как агитация, призывающая голосовать против тех или иных кандидатов. И, с точки зрения законодательства о выборах является легитимным видом предвыборной агитации.

            С другой стороны, если говорить о достоверном компромате, то советую помнить, что согласно статье 23 Конституции РФ, каждый имеет конституционное право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. А, также - тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Кроме того, подобная статья, которая защищает неприкосновенность частной жизни, есть и в гражданском кодексе (статья 150). Поэтому, судебные иски на “выкаченный” компромат, в качестве контрмеры – тоже не редкость. И, уж тем белее, если компромат откровенно сфабрикован и вы не сможете доказать его подлинность, напоминаю, что в Уголовном Кодексе РФ есть статья 129 “Клевета” и статья 130 “Оскорбление”, наказанием, в соответствии с которыми, может стать лишение свободы сроком до 3 лет.

            И, еще одна важная деталь. Согласно законодательству о выборах вся агитация должна оплачиваться из средств избирательного фонда, который, как известно, весьма жестко лимитирован. Затраты на агитацию, которая имеет материальное выражение вам, скорее всего, не удастся скрыть от вездесущего избиркома. Хотя, известны случаи, когда при изготовлении печатной “агитки”, по взаимному согласию исполнителя и заказчика, формально занижался тираж, а следовательно и формальная оплата. Однако, трудно будет объясняться с избиркомом, если вы укажете в листовке тираж 1000 экземпляров, при этом забросав ими весь город с населением в 2 млн. человек.

            Поэтому, прежде чем начинать процесс, составьте грамотную смету и в дальнейшем четко ее придерживайтесь. Сэкономить, или даже свести расходы к нулю, можно будет при организации туров или встреч кандидата с избирателями.

            Теперь, пришло время поговорить о видах агитации.

            Еще раз повторюсь, что разрешается любая форма агитации, которая не запрещена законом. Согласно статье 52 Закона “О выборах…” агитация может проводиться:

                    а) через средства массовой информации;

б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

                    в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других                                     агитационных материалов;

                    г) в иных не запрещенных законом формах.

            Та же статья поведает вам, что посредством СМИ предвыборная агитация проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом право выбора предоставляется кандидату или избирательному объединению.

            Далее, существуют СМИ, которые, в соответствии со статьей 55 Закона, обязаны предоставить бесплатный эфир или печатную площадь для агитации, всем зарегистрированным кандидатам или избирательным объединениям. Список данных СМИ должен быть опубликован избиркомами не позднее, чем на 10 день после официального опубликования решения о назначении выборов.

            Теперь, об условиях проведения агитации на телевидении и радио.

            Итак, в соответствии со статьей 56, все зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения имеют право на предоставление бесплатного эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие статьи 55 Закона и осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Кроме того, бесплатный эфир предоставляется на равных условиях: продолжительность эфирного времени, время выхода в эфир и пр.

            Далее, в течение недели, после завершения регистрации кандидатов или списков кандидатов проводится жеребьевка в целях распределения бесплатного эфирного времени. Данной жеребьевкой определяются даты и время выхода в эфир агитационных материалов, после чего результаты оформляются протоколом.

        Также, при проведении жеребьевки вправе присутствовать как сам кандидат, так и его доверенные лица, или уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений.

        При распределении бесплатного эфирного времени есть некоторые ограничения. Так, подпадающие под действие статьи 55 Закона телерадиокомпании условно делятся на три категории:

    1. финансируемые из федерального бюджета и вещающие на половину и более субъектов РФ;
    2. финансируемые из федерального бюджета и вещающие менее чем на половину субъектов РФ;
    3. финансируемые из регионального бюджета.

            Таким образом, кандидаты-одномандатники не могут воспользоваться бесплатным эфиром телерадиокомпаний первой категории.

            Бесплатный эфир предоставляется на период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до выборов, по рабочим дням. Причем, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания первой категории, выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням. Для телерадиокомпаний второй категории бесплатный эфир должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания. Кроме того, предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

            Далее, одна треть общего объема выделяемого телерадиокомпанией бесплатного эфира отводится для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. В случае же отказа кандидата или избирательного объединения от участия в совместных мероприятиях, утраченное эфирное время не компенсируется.

            Последующие две трети бесплатного эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания, распределяется в равных долях соответственно:

между зарегистрированными кандидатами,
между региональными группами кандидатов,
между избирательными объединениями, избирательными блоками.

            Кроме того, телекомпании, предоставляющие бесплатный эфир, обязаны резервировать эфирное время для проведения агитации и на платной основе. А, размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. По закону, данные условия обнародуются телерадиокомпанией в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

            Общий же объем эфирного времени, который для этих целей резервируется, не может быть меньше общего объема бесплатного эфира, но и не может превышать его более чем в два раза. Далее, объем соответственно делится на равные части, после чего вы можете за определенную плату получить дополнительный эфир в пределах своей доли. Дата и время выхода в эфир также определяются жеребьевкой, проводимой телерадиокомпанией с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок.

 

  (продолжение следует)     

 HOME

© АНО "Бюро социально-политических коммуникаций", 2001

PR-PR@yandex.ru

Hosted by uCoz