БСПК

 Правовое регулирование

    Валерий Мищенко

 директор АНО "Бюро 

социально-политических 

коммуникаций"

        Не прячьте ваши денежки ...          

            О финансовой стороне российских избирательных кампаний ходят легенды. И, несмотря на то, что ЦИК достаточно жестко законодательно регламентировал финансовый “потолок” кампаний, избрать федерального депутата, по прежнему, стоит от половины до двух и выше миллионов долларов. Не секрет, что “черный нал” и выборы неразделимы, но это отдельная “песня”. Я же хотел остановиться на правовой стороне официального и законопослушного финансирования избирательной кампании.

        Итак, государство осознало, что проконтролировать расходы соискателей депутатских корочек, можно в одном случае – если все проплаты будут сделаны по “безналу”. Более того, банк должен быть “свой” и надежный. Но, прежде всего, нужно четко определить: кто будет наполнять “выборный кошелек”, порядок поступления и расходования средств, а так же, порядок финансовой отчетности.

        Финансовой основой кампании является избирательный фонд. Согласно, пункту 2 постановления ЦИК РФ от 18 августа 1999 г., № 9/53-3, обязаны создать собственные избирательные фонды:

кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу,
избирательное объединение или избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов.

Кроме того, создать собственный избирательный фонд должен и кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному округу.

        Не нужно создавать избирательный фонд кандидатам, баллотирующимся только в составе федерального списка кандидатов, а так же, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидата или кандидатов только по одномандатному избирательному округу.

      Далее, избирательные фонды кандидатов зарегистрированных кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться только за счет следующих денежных средств.

       Во-первых, существует возможность воспользоваться “посильной помощью” государства – это средства, выделяемые окружной избирательной комиссией зарегистрированным кандидатам в равных размерах.

       Во-вторых, кандидатам разрешается внести в фонд свои “кровные”, правда, размер взноса лимитирован – 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

       В-третьих, кампанию могут профинансировать соратники – выдвинувшее, вас избирательное объединение или избирательный блок (не из средств собственного избирфонда). В данном случае лимит средств составляет 5000 МРОТ в совокупности.

       И, в-четвертых, можно рассчитывать на добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. В этом случае, предел взносов для граждан составляет 100 МРОТ, а для юрлиц 2000 МРОТ.

        Важный момент: даже если вам удастся собрать сумму соизмеримую с реальными затратами на кампанию, потратить вы сможете, по закону, не более 10 000 МРОТ, что по текущему “курсу” равно 100 000 рублей.

         При формировании своих избирфондов избирательные объединения и блоки по закону могут:

- полагаться на собственные средства, в размере не превышающем 100 тыс. МРОТ
получить средства от Центральной избирательной комиссии РФ,
использовать добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

(Размер пожертвования не может превышать 150 МРОТ для каждого гражданина, и 20 тысяч МРОТ для каждого юридического лица.)

          Предельная сумма расходов средств избирфонда объединения или блока, опять же, не может превышать 250 тысяч МРОТ.

            В отношении перечисленных выше лимитов, хочу заметить, что установлены они Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и относятся к выборам федеральных депутатов. Более того, для выборов 1999 года, постановлением ЦИК РФ от 18 августа 1999 г. № 9/53-3, эти пределы были увеличены в два раза. Поэтому не исключено, что для выборов 2003 года, лимиты опять претерпят изменения. Тоже касается региональных выборов, для которых региональным законодательством устанавливаются свои нормы предельных поступлений и расходов.

         При получении средств от граждан и юридических лиц необходимо помнить об одной немаловажной детали. Дело в том, что закон запрещает вносить пожертвования в избирательные фонды некоторому кругу физических и юридических лиц, а именно:

- иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам и в целом иностранным государствам;

- лицам без гражданства;

- гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;

- российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в уставном капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;

- международным организациям и международным общественным движениям;

- органам государственной власти и органам местного самоуправления;

- государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

- юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;

- воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

- благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

- юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования;

- анонимным жертвователям.

         Поэтому, при поступлении денег на расчетный счет вашего избирательного фонда от граждан, обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и дата рождения.

Если деньги пришли от юрлица, должны быть указаны:

идентификационный номер налогоплательщика,
наименование,
дата регистрации,
банковские реквизиты,
отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера,
об отсутствии иностранного участия в уставном капитале либо о наличии такого участия (с указанием доли этого участия).

          Опыт показывает, что поскольку работы обычно не початый край, некоторые вещи могут ускользнуть из поля зрения. Так, пример из практики - дружественная кандидату фирма “бухнула” на счет приличную сумму денег, причем указала все данные о себе, кроме сведений об учредителях. Через несколько дней выяснилось, что фирма учреждена “фифти-фифти” с иностранцами (т.е.50% уставного капитала – доля иностранцев). Недремлющий избирком тут же вынес предупреждение кандидату. А, пока суть, да дело - возвращали деньги, сработала разведка конкурентов. Те сразу же “слили” информацию в СМИ. В общем, чуть скандал не случился.

Так, что еще раз акцентирую – обязательно требуйте от ваших жертвователей всю информацию, которую по закону они обязаны указать.

. А, если же все-таки приключилась подобная ситуация, помните:

                1) в случае, если пожертвования превышают максимальные суммы указанные в законе, вы должны вернуть разницу не позднее 10 дней со дня поступления средств на ваш счет;

               2) если деньги поступили на ваш счет от лиц, которым по закону запрещается вносить пожертвования, вы также в течение 10 дней со дня поступления этих средств на ваш счет, должны вернуть их по реквизитам, указанным в “платежке”;

              3) если средства поступили от анонимного жертвователя, то позднее 10 дней с момента их поступления, вы должны перечислить их в доход федерального бюджета платежным документом по коду бюджетной классификации РФ.

В противном случае, кандидат или объединение рискуют сойти с предвыборной дистанции.

            Далее, средства избирательных фондов имеют целевое назначение и согласно п.7 статьи 62 Закона № 121-ФЗ, могут использоваться только на:

а) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;

г) внесение избирательного залога.

            Опять же, возвращаясь к желанию государства контролировать расходы кандидатов, должен отметить – закон запрещает использование иных денежных средств для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в избирательные фонды (п.8 ст.62 Закона № 121-ФЗ).

              Видимо, стремясь ограничить “черный нал”, ЦИК, Постановлением от 18 августа 1999 г. N 9/53-3, добавляет еще одну интересную деталь:

юридическим лицам, их филиалам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно заниженным расценкам либо по необоснованно завышенным расценкам реализовывать товары, выполнять работы и услуги, связанные с избирательной кампанией кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; 
под необоснованным занижением расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по данному региону, а под необоснованным завышением расценок - реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам, в два и более раза превышающим средние по данному региону. Имейте это ввиду, когда будете испытывать искушение, занизить сумму сделки в договоре, оставляя резерв для последующих контрактов.

           Как я уже упоминал выше, госконтроль за финансами кандидата, может осуществляться при условии безналичности расчетов. Естественно, что честь транслировать выборные финансовые потоки, оказали Сбербанку и законодательно прописали, что кандидаты, для создания избирательного фонда, обязаны обзавестись специальным избирательным счетом. С этого самого счета и должна производиться вся оплата расходов кампании.

           Данный счет может быть открыт по договору банковского счета*, как самим кандидатом, так и уполномоченным им лицом, по нотариально заверенной доверенности. Делается это сразу после уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата или представления заверенной ЦИКом копии списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. И, не позднее, чем за пять дней до дня представления в соответствующий окружной избирком, документов для регистрации.

           Для открытия счета не забудьте получить разрешение в избиркоме. По закону, разрешение должны выдать в течение 3-х дней, после уведомления избиркома.

           Далее, берете паспорт или документ его заменяющий (если вы доверенное лицо, то нотариально заверенную доверенность), письменное обращение по установленной форме (форму можно найти в приложении 1 к Постановлению ЦИК РФ от 18 августа 1999 г. № 9/53-3), разрешение окружного избиркома и идете в тот филиал Сбербанка, который указан в разрешении. Кстати, плата за открытие счета, согласно п.4.6 выше указанного постановления, не взимается.

           Порядок открытия счета для избирательных объединений, избирательных блоков почти такой же. Избирательный счет необходимо открыть на основании договора банковского счета после получения заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии федерального списка кандидатов. Опять же это нужно сделать не позднее, чем за пять дней до дня представления в ЦИК документов для регистрации федерального списка.

           Далее, для получения разрешения на открытие специального избирательного счета необходимо представить в Центральную избирательную комиссию следующие документы:

- решение конференции (съезда) или выписку из протокола заседания избирательного объединения или избирательного блока о назначении уполномоченных представителей по финансовым вопросам с правом первой и второй подписи, об использовании печати на финансовых документах;
- доверенности уполномоченных представителей по финансовым вопросам;
- карточки образцов подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и оттиска печати;
- для избирательного блока - дополнительно заверенную этим блоком копию выписки из решения о порядке возврата (возмещения) средств федерального бюджета и стоимости за бесплатно предоставленные эфирное время и печатную площадь.

           Потом, вы получаете постановление ЦИК на разрешение открытия специального избирательного счета, и вместе с формой письменного обращения (приложение 1 к Постановлению ЦИК РФ от 18 августа 1999 г. № 9/53-3) сдаете документы в Сбербанк.

           После того, как Сбербанк любезно предоставит вам эту услугу, вы обязаны в течение трех дней, с даты открытия счета, сообщить об этом в избирком по установленной форме (приложение 2 Постановления).

            И еще, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе.

  (продолжение следует)     

 HOME

© АНО "Бюро социально-политических коммуникаций", 2001

PR-PR@yandex.ru

Hosted by uCoz